Главное меню

Блог Президента РБ
Приоритетный национальный проект
Институт Развития Образования Республики Башкортостан
Минобрнауки России
Министерство образования Республики Башкортостан
Обрнадзор РБ
Опрос сайта
Электронное образование

Дошкольное образование

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»


Педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса и предусматривает включение всех студентов, начиная с 6 семестра 3 курса по 10 семестр выпускного курса в систематическую педагогическую деятельность.

Практика проводится в определенной системе и включает в себя ряд этапов:


1. Учебная


Экологическая

 

Цель практики – формирование у студента представления об окружающей природе как целостном явлении через осуществление комплексного подхода к исследованию природных объектов.


 

Задачи практики:

  1. Формирование у студентов научной картины мира на основе естественно - научных знаний.

  2. Непосредственное восприятие студентами объектов живой и неживой природы для формирования у них умений и навыков проведения эпизодических и систематических наблюдений.

  3. Формирование у студентов эстетического восприятия природы и навыков экологического поведения в естественных условиях.


     

Организация и проведение практики

Практика проходит в 3 этапа.

I этап – подготовительный. На этом этапе проводится установочная конференция, на которой руководитель практики сообщает ее цель, задачи, место прохождения, какими практическими навыками и умениями необходимо овладеть, какая отчетная документация представляется на проверку и в какие сроки.
 

II этап – рабочий. Содержанием этапа является выполнение студентами практических заданий по темам «Сезонные изменения в живой и неживой природе», «Природные биогеоценозы», «Культурная растительность», основой которых служат знания, приобретенные на занятиях по курсу «Естествознание».

В ходе практики студенты выполняют следующие виды работ:

- проводят фенологические, метеорологические, астрономические наблюдения;
- изучают и оценивают состояние природы родного края;
- описывают и оценивают состояние ландшафта и экосистем;
- составляют естественно-научную документацию (рисунки, схемы, таблицы и т.п.);
- выращивают растения, правильно ухаживают за ними;
- учатся ориентироваться на местности по компасу и по природным признакам;
- составляют тексты бесед с детьми по проблеме экологии;
- самостоятельно изучают специальную литературу.

III этап – итоговый.

Отчетная документация по практике:

- дневник педагогической практики;
- гербарии;
- коллекция горных пород;
- таблицы и схемы, отражающие состояние ландшафта;
- аналитический отчет по итогам практики.

В рамках итоговой конференции по полевой практике студенты защищают рефераты по проблемам состояния природы родного края.


 

Критерии оценки результатов практики:

- полнота выполнения заданий по данному виду практики;
- адекватность восприятия студентом информации, полученной в ходе практики;
- способность к выявлению проблем в состоянии окружающей природной среды;
- логичность и аргументированность изложения материала в отчетной документации;
- теоретический анализ конкретных ситуаций состояния окружающей природной среды;
- соответствие требованиям оформления отчетной документации;
- своевременность сдачи отчетной документации на проверку.



Подготовка к летней практике

Цель:

Обеспечить теоретическую, методическую и практическую готовность студентов к работе в дошкольных учреждениях в летне-оздоровительный период и к самостоятельному овладению функциями деятельности воспитателя.


 

Подготовка

Летняя учебная практика проходит в форме теоретических, практических занятий и деловых игр. В период данной практики каждый студент пробует себя в роли воспитателя. Предлагаемые задания направлены на знакомство студентов с особенностями воспитательно-оздоровительного комплекса дошкольного учреждения в летне-оздоровительный период. Осуществляют руководство разными видами воспитательно-образовательной работы со студентами преподаватели-методисты, заведующий педагогической практикой.

Студент, руководствуясь задачами и содержанием программы учебной летней практики, составляет перспективный план, конспекты воспитательно-образовательных мероприятий, готовит дидактический материал, атрибуты.


 

Проведение

За период учебного семинара студенты выполняют:

- сравнительный анализ режима дня в различных возрастных группах;

- выделяют особенности режима жизни детей в летний период;

- знакомятся с планированием воспитательно-образовательной работы в летне-оздоровительный период;

- анализируют условия, необходимые в дошкольном учреждении (групповых комнатах и на участке) для организации образовательной работы с дошкольниками летом; - делают зарисовки педагогически целесообразной организации среды развития ребенка-дошкольника. При анализе необходимо обращать внимание на следующие моменты:

- какие условия созданы для укрепления здоровья и закаливания детского организма, повышения режима двигательной активности (спортивная площадка);
- оборудование для игр и самостоятельной деятельности дошкольников на участке;
- создание условий для летнего природоохранного труда детей;
- оборудование и оснащение экологической зоны в дошкольном учреждении (экологической тропы, уголка поля, леса луга, содержание домашних животных на участке);
- наличие и оборудование «автодрома» и «площадки ДПС» для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения;
- создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур в летний период.

Данные задания выполняются студентами в первые два дня учебной практики. В последующие дни рекомендуется самостоятельная разработка и проведение студентами следующих форм работы с дошкольниками:

- экскурсия, целевая прогулка в лесную или парковую зону;

- экологическое развлечение;

- физкультурный праздник;

- игры типа КВН, «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца» и т.д.

- математическая (природоведческая, художественная) викторина;

- конкурсы детских рисунков на асфальте или построек из песка (глины, камней);

- театрализованные представления.

За период учебной практики студенты, выступающие в роли воспитателей и детей, в игровой форме осваивают различные методики организации деятельности детей, планирования воспитательно-образовательной работы в летнее время в ДОУ.


 

Подведение итогов

Итоги всего учебного семинара оформляются в виде альбома и стенгазеты с рассказами о самых удачных мероприятиях, презентациями ДОУ, смотром педагогических копилок и наказами воспитателям следующего летнего сезона.

Допуском до летней практики является выполнение заданий семинара, наличие его материалов.



Практика наблюдений

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплек­се современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду.


 

 Задачи практики:

1. Формирование профессионального интереса к педаго­гической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование про­фессиональной позиции.

2. Изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреж­дения).

3. Стимулирование потребности в формировании культу­ры педагогической деятельности.

4. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

5. Развитие потребности в самопознании и самосовер­шенствовании.


 

 В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

 

- знакомство с различными типами дошкольных учреждений: Дом ребенка, Детский дом, речевой детский сад, Центр развития и др.;

- знакомство и построение развивающей среды в базовом ДОУ;

- изучение профессиональных (организаторских, коммуникативных, конструктивных) умений воспитателя;

- проведение дидактических и пальчиковых игр;


 

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

- анализировать предметно-развивающую среду в ДОУ;

- наблюдать и анализировать профессиональные умения воспитателя в ходе различных видов деятельности;

- организовать детей на общение;

- планировать, проводить и анализировать под руководством методиста по практике различные виды деятельности с детьми;

- изготавливать необходимый дидактический наглядный материал;

- осуществлять методическую рефлексию своей деятельности.

 

Межпредметные связи: дошкольная педагогика, дошкольная психология, возрастная психология, частные методики.

 


 

Основные критерии оценки практики студентов:

 - качество выполненных заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, доб­росовестность, ответственность, инициативность);

- проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;

- умение общаться в системе “студент - воспитатель”, “сту­дент - дети”, “студент - администрация”, “студент - груп­повой руководитель”.


 

Отчетная документация:

-дневник практики;

-дидактическая игра, пальчиковая игра (начать оформлять картотеку игр).

2. Педагогическая


Психолого-педагогическая

 

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплек­се современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду, привлечь внимание студентов к неповторимой индивидуальности каждого ребенка, к вопросам развития его личности в группе сверстников, влиянию личности педагога на ребенка.


 

Задачи практики:

1. Формирование профессионального интереса к педаго­гической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование про­фессиональной позиции.

2. Изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреж­дения).

3. Стимулирование потребности в формировании культу­ры педагогической деятельности.

4. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

5. Развитие потребности в самопознании и самосовер­шенствовании.


 

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомство с различными типами дошкольных учреждений: Дом ребенка, Детский дом, речевой детский сад, Центр развития и др.;

- знакомство и построение развивающей среды в базовом ДОУ;

- изучение профессиональных (организаторских, коммуникативных, конструктивных) умений воспитателя;

- проведение дидактических и пальчиковых игр;


 

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

- анализировать предметно-развивающую среду в ДОУ;

- наблюдать и анализировать профессиональные умения воспитателя в ходе различных видов деятельности;

- организовать детей на общение;

- планировать, проводить и анализировать под руководством методиста по практике различные виды деятельности с детьми;

- изготавливать необходимый дидактический наглядный материал;

- осуществлять методическую рефлексию своей деятельности.

 

Межпредметные связи: дошкольная педагогика, дошкольная психология, возрастная психология, частные методики.

 


 

Основные критерии оценки практики студентов:

- качество выполненных заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, доб­росовестность, ответственность, инициативность);

- проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;

- умение общаться в системе “студент - воспитатель”, “сту­дент - дети”, “студент - администрация”, “студент - груп­повой руководитель”.

 


 

Отчетная документация:

-дневник практики;

- психолого-педагогическая характеристика, прошедшая «защиту» в ДОУ;

- дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп раннего и дошкольного возраста).



 

Летняя практика

Цель практики:

Формирование у студентов представлений об особенностях работы дошкольного учреждения в летне-оздоровительный период и самостоятельное овладение функциями деятельности воспитателя.

 


Задачи практики:

- изучение особенности деятельности дошкольного учреждения (и воспитателей) в летне-оздоровительный период;
- самостоятельное выполнение студентами всех функций воспитателя групп детей дошкольного возраста;
- овладение основными методическими подходами к работе с детьми дошкольного возраста в летне-оздоровительный период;
- формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности;
- овладение умениями устанавливать деловые отношения с родителями и сотрудниками ДОУ;
- формирование социальной активности, гражданских качеств личности, творческого отношения к работе с детьми.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

Продолжают знакомится с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями дошкольного учреждения, знакомиться с составом группы;

изучают специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их состояния здоровья, условия жизни и воспитания;

самостоятельно организуют воспитательно-образовательную работу в группе (развитие познавательных и творческих способностей детей, формирование нравственных представлений и эстетических чувств, воспитание здорового ребенка и т.д.).


 

В процессе практики студенты овладевают следующими умениями и навыками:

- проводить педагогическую диагностику уровня образованности и воспитанности детей своей группы по методике, предложенной ДОУ;
- планировать воспитательную работу с детьми в летний период;
- целесообразно организовывать жизнь ребенка на протяжении всего дня;
- проявлять заботу об охране жизни и здоровья детей, активно применять закаливающие процедуры;
- разбираться в детских проблемах, конфликтах, регулировать взаимоотношения в группе, педагогически обоснованно управлять ее жизнью;
- сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с детьми;
- организовывать разные формы работы с родителями.

Отчетная документация по итогам летней практики:

Отчет предоставляется в виде папки-портфолио, в котором должны быть собраны следующие документы:

календарное планирование воспитательно-образовательной работы на каждый день;

информация об учреждении, где проходила практика и группе;

конспекты различных занятий, сценарии праздников и развлечений, проведенных за период практики, детские работы, фотоматериалы;

характеристика с места прохождения практики с подписью заведующей и печатью ДОУ;

самоанализ студентом своей работы на летней практике.

 

Итоги летней практики подводятся на конференции, которая организуется в начале 9 семестра, где студенты демонстрируют свои отчеты, высказывают впечатления, анализируют свою деятельность.



Пробные занятия по основной подготовке

Цель практики:

Формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми, овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего и дошкольного возраста.


 

Задачи практики:

1.Формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых воспитателю для выполнения его функций.

2.Изучение особенностей деятельности воспитателя в группах раннего и дошкольного возраста.

3.Создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми.

4.Овладение основными методическими подходами в работе с детьми раннего возраста.

5.Развитие у студентов способности выбирать педагогические приемы и технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям конкретного ребенка - дошкольника.

6.Совершенствование культуры педагогической деятельности.

7.Формирование у студентов педагогической рефлексии.


 

 В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

 - изучение специфики труда воспитателя в группах раннего и дошкольного возраста;

- знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение режимных процессов и работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение игровой деятельности;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение работы по физическому воспитанию и развитию детей;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение трудовой деятельности;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение познавательной деятельности;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение эстетической деятельности;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение досуговой деятельности;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение прогулки;

- наблюдение, анализ, планирование и проведение работы с родителями;

- проведение психолого-педагогических исследований и составление психолого-педагогической характеристики на ребенка;

- проведение исследовательской работы по курсовой теме и ВКР.


 

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

- Наблюдать и анализировать специфику труда воспитателя и его помощника;

- наблюдать, анализировать и планировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей;

- организовать работу с детьми, родителями, выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения занятий;

- разрабатывать конспекты различных видов деятельности;

- изучать личность ребенка, коллектив детей, продукты детской деятельности;

- составлять психолого-педагогическую характеристику;

- владеть педагогической рефлексией;

- разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к занятиям и для работы с родителями.

 


 

Основные критерии оценки:

- проявление ответственности, творчества и самостоятельности в педагогической деятельности;

- реалиация лично-ориентированной модели взаимодействия с детьми, коллегами и родителями;

- знание дисциплин психолого-педагогического цикла;

- умение испытывать различные методические и дидактические подходы в работе с дошкольниками;

- качество изготовления дидактических материалов.


 

Отчетная документация:

- дневник практики;

- дидактические пособия;

- конспекты лучших занятий;

- методический материал для работы с родителями.



Пробные занятия по дополнительной подготовке

Цель данного вида практики:

Формирование у студентов углубленных профессиональных умений и навыков в определенных направлениях воспитательно - образовательной работы с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.


 

Задачи практики:
- формирование качеств воспитателя, способного работать с детьми более углубленно по интересам;

- закрепление и накопление опыта в применении теоретическихзнаний при решении педагогических задач по избранной программе дополнительной квалификации;
- поиск и использование новых форм и методов работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- наблюдают и анализируют работу с детьми по дополнительной квалификации в ДОУ, изучают специфику ее организации;
- самостоятельно планируют и проводят воспитательно-образовательную работу с подгруппой и со всей группой детей;
- изучают педагогический опыт и используют его в своей работе.

В процессе данного вида практики студенты приобретают следующие профессиональные умения и навыки:

- планировать и самостоятельно проводить воспитательнобразовательную работу с детьми с учетом дополнительной квалификации;
- выбирать наиболее эффективные формы работы, средства и методы с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития детей;
- управлять поведением и активностью детей, устанавливать правильные взаимоотношения с ними;
- творчески использовать в своей работе сложившийся опыт в практике дошкольного воспитания.

Отчетная документация по данному виду практики:

- дневник по педагогической практике;
- диагностика развития ребенка;
- конспекты занятий, досугов.


 

3. Квалификационная


 

Преддипломная по основной специальности

Целью преддипломной практики является формирование у студентов индивидуального стиля в педагогической деятель­ности воспитателя групп дошкольного возраста. Преддиплом­ная практика предполагает реализацию задач наблюдательной и пробной практики (III, IV, V, VI семестры) для достижения этой цели. В процессе педагогической практики закрепляют­ся и совершенствуются профессиональные умения и навы­ки, определенные комплексным планом практической под­готовки.


 

Организация практики

Студенты проходят преддипломную практику в тех базовых дошкольных учреждениях, в которых проводи­лись все другие виды практик. Продолжительность практики -4 недели. Рабочий день студента-практиканта составляет 7 ч при пятидневной рабочей неделе. Студенты работают по­сменно.

В базовом дошкольном учреждении в “Уголке студента-практиканта” в первую неделю практики вывешивается гра­фик зачетных мероприятий (занятий, развлечений и др.) и различная оперативная информация.

Работу студента оценивают руково­дитель подгруппой практикантов, администрация дошкольного учреждения (заведующая, методист), воспитатели группы, преподаватели колледжа.


 

 Содержание практики

Основным содержанием преддипломной практики является выполнение всех функций воспитателя групп дошкольного возраста (материнская, развивающая, диагностическая и коррекционная, коммуника­тивная, конструкторско-организаторская, координирующая и функция профессионального самосовершенствования).

Студенты приступают к выполнению обязанностей воспитателя с первого дня практики. До начала практики студент составляет план воспитательно-образовательной работы, согласовывает его с воспитателем и групповым руководителем.

При выполнении функций воспитателя студентам предо­ставляется право использовать вариативные программы и ме­тодики.

1.Охрана и укрепление здоровья детей (материнская функ­ция).

Во время практики с целью создания наилучших условий для физического развития детей и расширения функци­ональных возможностей ребенка студенты наряду с тради­ционными формами работы по физическому воспитанию про­водят с детьми занятия на тренажерах и спортивном ком­плексе, занятия тренировочного характера и по интересам.

2. Развивающая функция (воспитывающая и обучаю­щая).

Развивающая функция предполагает формирование цен­ных мотивов поведения ребенка, личностных качеств, твор­чества. Для развития творческого воображения детей можно провести с ними серии занятий по ТРИЗу (например, “Как научить дошкольников составлять загадки”) или творческие занятия по изодеятельности.

Каждый студент разрабатывает конспекты обучающих занятий и развлечений самостоятельно. На преддипломной практике каждый студент проводит по одному открыто­му занятию (по выбору студентов) для воспитателей дошкольного учреждения и своих сокурсников (во второй половине практики, 4-6-я неделя). Это может быть и “День профессионального мастерства студентов”, когда органи­зуется просмотр занятий (развлечений, театрализации), проводимых студентами подгруппы.

3. Диагностическая и коррекционная функции. Грамотное руководство развитием каждого ребенка, груп­пы в целом, невозможно без изучения детей, их индиви­дуальности и своеобразия. С этой целью студент проводит обследование детей (по теме своего научного исследования), изучает семью ребенка и т.д. с помощью специальных педа­гогических, психологических и социально-психологических методик.

С целью коррекции взаимоотношений детей с окружа­ющими можно провести серию занятий и индивидуальные упражнения по психогимнастике.

4. Коммуникативная функция.

Для оптимизации педагогического общения предлагается провести с воспитателями тренинг или другую активную форму методической работы (см. В.П.Дуброва, Е. П. Милоше­вич Организация методической работы в дошкольном уч­реждении. - М.: Новая школа, 1995. С. 75-124}.

5. Конструкторско-организаторская функция.

Студенты создают условия для успешного развития и вос­питания ребенка, планируют воспитательно-образовательный процесс, используя вариативные методики и педагогические технологии в соответствии с имеющимися условиями. Каж­дый студент творчески участвует в преобразовании развива­ющей среды и изготавливает необходимые для базового дош­кольного учреждения дидактические пособия.

6. Координирующая функция.

Студент способствует установлению между воспитателя­ми и родителями партнерских отношений, реализуя поэтап­ную программу взаимодействия.


 

Первый этап взаимодействия - установление между молодыми воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее дело­вое сотрудничество.

Часто в повседневном общении родители упускают из вида положительные черты личности ребенка, фиксируясь на не­гативных проявлениях в его поведении. Отсюда “хорошее поведение” ребенка воспринимается родителями как само собой разумеющееся и не получает подкрепления, в то время как “плохое поведение” подвергается отрицательному воздей­ствию со стороны родителей, что негативно сказывается на развитии его личности и взаимоотношениях в системе “ро­дитель-ребенок”. Отрицательная оценка родителями своего ребенка рассматривается ими как стимул его личностного роста. На самом же деле, следствием этого становится нару­шение взаимоотношений между ребенком и “значимыми взрослыми”, формирование у дошкольника неуверенности в своих силах и возможностях. Обусловлено это тем, что ребе­нок дошкольного возраста ожидает от родителей высоких позитивных оценок св