Главное меню

Блог Президента РБ
Приоритетный национальный проект
Институт Развития Образования Республики Башкортостан
Минобрнауки России
Министерство образования Республики Башкортостан
Обрнадзор РБ
Опрос сайта
Электронное образование

Инклюзивное образование



Инклюзивное профессиональное образование
обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья



Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях. Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное профессиональное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого обучающегося вне зависимости от его физических и других возможностей.

Главные цели инклюзивного образования:

1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж предъявляются особые требования к характеру профессиональной деятельности, культуре педагога, работающего с лицами с ОВЗ. Педагог должен в своей профессиональной деятельности, помимо общеметодологических принципов, придерживаться принципов специального образования и владеть знаниями, необходимыми для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональные принципы педагога, работающего с лицами с ОВЗ:

- принцип профессиональной компетентности;
- принцип оказания помощи;
- принцип нравственной ответственности;
- принцип сотрудничества и автономности;
- принцип креативности и инвариантности;
- принцип соблюдения этики;
- принцип педагогического оптимизма;
- принцип культуросообразности.

Профессиональные знания, необходимые для работы
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:



- знание правовых актов и документов, регулирующих права лиц с ОВЗ;
- развитие способностей к эффективной работе с информацией;
- освоение здоровьесберегающих образовательных технологий;
- знание теоретических, методологических и технологических особенностей организации инклюзивного образования;
- знание о физиологических, психологических, личностных и возрастных особенностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- умение быстро находить, выстраивать способы взаимодействия в рамках учебной деятельности с любым обучающимся;
- обладание суггестивными свойствами.

Одним из основных условий и составляющих успешности инклюзии в ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж является функционирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, которая опирается на понятие комплексности в организации педагогической деятельности, что подразумевает включение в диалог не только учебной, воспитательной служб, но и узких специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, социального педагога, ведущих индивидуальную реабилитационную работу с каждым конкретным обучающимся. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

1. Оказание индивидуальной помощи лицу с ОВЗ. Осуществляя деятельность в данном направлении, педагог-психолог помогает ему адаптироваться к среде здоровых сверстников, проводит диагностику, позволяющую выявить уровень тревожности, эмоциональной напряженности, умственных способностей данного обучающегося, оказывает помощь в индивидуальном подходе к нему; социальный педагог совместно с классным руководителем привлекает его к участию в общеколледжных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволяет лицам с ОВЗ самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых обучающихся такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

2. Работа с группой. Деятельность в данном направлении осуществляется социальным педагогом совместно с психологом и классным руководителем. Обучающимся объясняется, что студент с ограниченными возможностями здоровья является равным участником образовательного процесса. С теми, кто не решается на работу и взаимодействие с такими обучающимися, проводится работа по выяснению причин их позиции и изменению ее в сторону признания равных прав у каждого человека.

3. Работа с педагогическим коллективом. Консультирование педагогов по психолого-педагогическим вопросам, связанным с обучением и воспитанием данной категории обучающихся.

4. Работа с семьей обучающегося с ОВЗ, которая включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Специалисты стремятся привлекать родителей воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

Кроме того, специалисты и педагогический состав колледжа проводят консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации, профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации для педагогов, работающих с лицами с ОВЗ


- изменить способы подачи информации с целью более успешного освоения программы, предоставить особые условия (изменения формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов);
- постоянно поддерживать уверенность обучающихся в своих силах, обеспечивать им субъективное переживание успеха при определённых усилиях;
- в процессе обучения педагогу следует использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания;
- не нужно требовать немедленного включения в работу, т.к. лица с ОВЗ с трудом переключаются с предыдущей деятельности;
- не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;
- темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов;
- стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен;
- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического): они должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.;
- в момент выполнения задания недопустимо отвлекать обучающихся на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен;
- учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к его выполнению;
- трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям обучающегося;
- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
- в учебном процессе использовать различные виды деятельности, чередовать их, использовать физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания, для сдачи домашнего задания;
- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- обеспечивать обучающегося копией конспекта;
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями, акцентировать внимание на хороших отметках;
- разрешать переделать задание, с которым обучающийся не справился, проводить оценку переделанных работ;
- в организации учебного процесса необходимо использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- предоставлять обучающимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст обучающемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Современное профессиональное образование — это развивающееся образование, в котором педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь, - поэтому необходимо осознать, что процесс перемен — это процесс перемен и в педагоге, в его профессиональных взглядах, методах, подходах к решению организационных и учебных проблем и т.д. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. Только личность во всей глубине ее нравственной ориентации на высшие человеческие ценности сможет осуществить замыслы современной педагогики.