Главное меню

Приоритетный национальный проект
Институт Развития Образования Республики Башкортостан
Минобрнауки России
Министерство образования Республики Башкортостан
Обрнадзор РБ
Опрос сайта
Электронное образование

Инклюзивное образование



Инклюзивное профессиональное образование
обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья



Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях. Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное профессиональное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого обучающегося вне зависимости от его физических и других возможностей.

Главные цели инклюзивного образования:

1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж предъявляются особые требования к характеру профессиональной деятельности, культуре педагога, работающего с лицами с ОВЗ. Педагог должен в своей профессиональной деятельности, помимо общеметодологических принципов, придерживаться принципов специального образования и владеть знаниями, необходимыми для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональные принципы педагога, работающего с лицами с ОВЗ:

- принцип профессиональной компетентности;
- принцип оказания помощи;
- принцип нравственной ответственности;
- принцип сотрудничества и автономности;
- принцип креативности и инвариантности;
- принцип соблюдения этики;
- принцип педагогического оптимизма;
- принцип культуросообразности.

Профессиональные знания, необходимые для работы
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:



- знание правовых актов и документов, регулирующих права лиц с ОВЗ;
- развитие способностей к эффективной работе с информацией;
- освоение здоровьесберегающих образовательных технологий;
- знание теоретических, методологических и технологических особенностей организации инклюзивного образования;
- знание о физиологических, психологических, личностных и возрастных особенностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- умение быстро находить, выстраивать способы взаимодействия в рамках учебной деятельности с любым обучающимся;
- обладание суггестивными свойствами.

Одним из основных условий и составляющих успешности инклюзии в ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж является функционирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, которая опирается на понятие комплексности в организации педагогической деятельности, что подразумевает включение в диалог не только учебной, воспитательной служб, но и узких специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, социального педагога, ведущих индивидуальную реабилитационную работу с каждым конкретным обучающимся. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

1. Оказание индивидуальной помощи лицу с ОВЗ. Осуществляя деятельность в данном направлении, педагог-психолог помогает ему адаптироваться к среде здоровых сверстников, проводит диагностику, позволяющую выявить уровень тревожности, эмоциональной напряженности, умственных способностей данного обучающегося, оказывает помощь в индивидуальном подходе к нему; социальный педагог совместно с классным руководителем привлекает его к участию в общеколледжных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволяет лицам с ОВЗ самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых обучающихся такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

2. Работа с группой. Деятельность в данном направлении осуществляется социальным педагогом совместно с психологом и классным руководителем. Обучающимся объясняется, что студент с ограниченными возможностями здоровья является равным участником образовательного процесса. С теми, кто не решается на работу и взаимодействие с такими обучающимися, проводится работа по выяснению причин их позиции и изменению ее в сторону признания равных прав у каждого человека.

3. Работа с педагогическим коллективом. Консультирование педагогов по психолого-педагогическим вопросам, связанным с обучением и воспитанием данной категории обучающихся.

4. Работа с семьей обучающегося с ОВЗ, которая включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Специалисты стремятся привлекать родителей воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

Кроме того, специалисты и педагогический состав колледжа проводят консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации, профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации для педагогов, работающих с лицами с ОВЗ


- изменить способы подачи информации с целью более успешного освоения программы, предоставить особые условия (изменения формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов);
- постоянно поддерживать уверенность обучающихся в своих силах, обеспечивать им субъективное переживание успеха при определённых усилиях;
- в процессе обучения педагогу следует использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания;
- не нужно требовать немедленного включения в работу, т.к. лица с ОВЗ с трудом переключаются с предыдущей деятельности;
- не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;
- темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов;
- стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен;
- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического): они должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.;
- в момент выполнения задания недопустимо отвлекать обучающихся на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен;
- учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к его выполнению;
- трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям обучающегося;
- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
- в учебном процессе использовать различные виды деятельности, чередовать их, использовать физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания, для сдачи домашнего задания;
- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- обеспечивать обучающегося копией конспекта;
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями, акцентировать внимание на хороших отметках;
- разрешать переделать задание, с которым обучающийся не справился, проводить оценку переделанных работ;
- в организации учебного процесса необходимо использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- предоставлять обучающимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст обучающемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Современное профессиональное образование — это развивающееся образование, в котором педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь, - поэтому необходимо осознать, что процесс перемен — это процесс перемен и в педагоге, в его профессиональных взглядах, методах, подходах к решению организационных и учебных проблем и т.д. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. Только личность во всей глубине ее нравственной ориентации на высшие человеческие ценности сможет осуществить замыслы современной педагогики.