Главное меню

Блог Президента РБ
Приоритетный национальный проект
Институт Развития Образования Республики Башкортостан
Минобрнауки России
Министерство образования Республики Башкортостан
Обрнадзор РБ
Опрос сайта
Электронное образование

Начальные классы

Специальность 44.02.02«Преподавание в начальных классах»


Педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса и предусматривает включение всех студентов, начиная с 6 семестра 3 курса по 10 семестр выпускного курса в систематическую педагогическую деятельность.

Практика проводится в определенной системе и включает в себя ряд этапов:


1. Учебная


Экологическая

 

Цель практики – формирование у студента представления об окружающей природе как целостном явлении через осуществление комплексного подхода к исследованию природных объектов.

Задачи практики:

  1. Формирование у студентов научной картины мира на основе естественно - научных знаний.

  2. Непосредственное восприятие студентами объектов живой и неживой природы для формирования у них умений и навыков проведения эпизодических и систематических наблюдений.

  3. Формирование у студентов эстетического восприятия природы и навыков экологического поведения в естественных условиях.


     

Практика проходит в 3 этапа.

I этап – подготовительный. На этом этапе проводится установочная конференция, на которой руководитель практики сообщает ее цель, задачи, место прохождения, какими практическими навыками и умениями необходимо овладеть, какая отчетная документация представляется на проверку и в какие сроки.

II этап – рабочий. Содержанием этапа является выполнение студентами практических заданий по темам «Сезонные изменения в живой и неживой природе», «Природные биогеоценозы», «Культурная растительность», основой которых служат знания, приобретенные на занятиях по курсу «Естествознание».

В ходе практики студенты выполняют следующие виды работ:

  • - проводят фенологические, метеорологические, астрономические наблюдения;

  • - изучают и оценивают состояние природы родного края;

  • - описывают и оценивают состояние ландшафта и экосистем;

  • - составляют естественно-научную документацию (рисунки, схемы, таблицы и т.п.);

  • - выращивают растения, правильно ухаживают за ними;

  • - учатся ориентироваться на местности по компасу и по природным признакам;

  • - составляют тексты бесед с детьми по проблеме экологии;

  • - самостоятельно изучают специальную литературу.

III этап – итоговый.

Отчетная документация по практике:

  • - дневник педагогической практики;

  • - гербарии;

  • - коллекция горных пород;

  • - таблицы и схемы, отражающие состояние ландшафта;

  • - аналитический отчет по итогам практики.

В рамках итоговой конференции по полевой практике студенты защищают рефераты по проблемам состояния природы родного края.


Критерии оценки результатов практики:

  • - полнота выполнения заданий по данному виду практики;

  • - адекватность восприятия студентом информации, полученной в ходе практики;

  • - способность к выявлению проблем в состоянии окружающей природной среды;

  • - логичность и аргументированность изложения материала в отчетной документации;

  • - теоретический анализ конкретных ситуаций состояния окружающей природной среды;

  • - соответствие требованиям оформления отчетной документации;

  • - своевременность сдачи отчетной документации на проверку.



Подготовка к летней практике

Цель:

Обеспечить теоретическую, методическую и практическую готовность студентов к руководству детскими сообществами в детских оздоровительных лагерях, на летних площадках.


 

Подготовка

Каждая группа студентов выступает в роли отряда. Приказом директора колледжа назначается начальник лагеря (из опытных преподавателей колледжа или заведующий педпрактикой), старший вожатый и вожатые отрядов (из студентов, имеющих опыт работы в детских оздоровительных лагерях). Вместе со студентами и преподавателями к работе в инструктивном лагере привлекаются преподаватели физкультуры и врач.

Студенты берут с собой кроме личных вещей содержательный и наглядный материал, необходимый для будущей работы в лагере, тетради для записи новой информации и разработок конкретных мероприятий.


 

Проведение

За период работы ИМЛ студенты, выступающие в роли отдыхающих детей, в игровой форме осваивают различные методики организации досуговой деятельности детей, планирования воспитательной работы в лагере, приемы быстрого формирования сплоченного детского коллектива, создания для детей безопасной среды и приобщения их к занятиям физкультурой и спортом. План каждого дня сборов сочетает в себе теоретические занятия, подготовку, проведение и последующий анализ коллективных творческих дел, занятия в кружках и другие отрядные дела.


 

Подведение итогов

Подведение итогов каждого дня жизни в лагере отражается в отрядных уголках, стенгазетах, боевых листках. Итоги всего лагерного сбора оформляются в виде альбома и стенгазеты с рассказами о самых удачных мероприятиях и наказами вожатым следующего летнего сезона.

Каждый студент ведет педагогический дневник, в котором записывает данные анализа своей деятельности на сборе и делает выводы об умениях и навыках, требующих развития до начала работы с детьми. Руководитель отряда делает запись в дневнике - отзыв о работе студента в ИМЛ.

 

2. Педагогическая


Психолого-педагогическая

Цели:

  1. Наблюдать психологические особенности детей младшего школьного возраста, научиться изучать их с помощью простейших диагностических методик;

  2. Наблюдать и изучать особенности межличностных отношений младших школьников;

  3. Определять конкретные образовательные и воспитательные задачи при наблюдении уроков, планировании, проведении и анализе внеклассных воспитательных мероприятий;

  4. Проводить коллективную и индивидуальную воспитательную работу;

  5. наблюдать и изучать индивидуальные стили педагогической деятельности различных учителей;

  6. Изучать собственную личность и анализировать результаты своей педагогической деятельности.


     

Содержание:

  • - планирование и проведение наблюдений с последующим анализом его результатов;

  • - изучение психологических особенностей учащихся с помощью простейших диагностических методик с последующим анализом;

  • - планирование, организация и проведение внеклассной работы (игры на развитие внимания, памяти, мышления, проведение викторин, часов подвижных игр, этических бесед и т.д.);

  • - посещение показательных уроков учителей, наблюдение и анализ стилей их педагогической деятельности;

  • - изучение особенностей физического развития детей и их здоровья;

  • - наблюдение, изучение, диагностирование психологических особенностей одного ученика;

  • - самонаблюдение, самодиагностика, самоанализ; составление плана саморазвития и самосовершенствования;

  • - составление характеристики классного коллектива и характеристики ученика;

  • - ведение педагогического дневника;

  • - чтение дополнительной литературы.


     

А. Подготовка.

До начала практики заместитель директора по учебно-производственной работе закрепляет группы в классы начальной школы к опытным учителям. Руководители психолого-педагогической практики на основе плана учебно-воспитательной работы учителя, плана работы психолога, расписания уроков составляют план работы на весь период практики. Он утверждается.

Студенты перед началом практики изучают и актуализируют теоретический материал, по которому будет проводиться наблюдение и диагностика.
 

Б. Проведение.

В течение периода практики проводятся теоретические и лабораторные занятия. Теоретические занятия позволяют актуализировать материал о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, функциях обучения и воспитания, структуре и требованиях к современному уроку, планирования и организации классных часов. На лабораторных занятиях студенты проводят наблюдение за организацией внимания, памяти, мышления, проводят диагностику темперамента, мотивов учебной деятельности, межличностных отношений. Данные наблюдений и диагностики регистрируются в Дневнике. Также регистрируются данные самодиагностики и самонаблюдений.

Работа с классом строится в соответствии с планом воспитательной работы учителя.
 

В. Подведение итогов.

Руководитель в день практики группы посещает школу, присутствует на уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых учителями. И за каждое проведенное студентами воспитательное мероприятие выставляется оценка в журнал по педагогической практики. Два из проводимых мероприятий являются зачетными.

По данным психолого-педагогического исследования коллектива и отдельных школьников студенты пишут характеристику класса и ученика, за которые также выставляются оценки.

В конце практики в дневнике классный руководитель пишет краткую характеристику и выставляет вместе с руководителем итоговую оценку.

 



Практика по внеучебной воспитательной работе

 

Цели:

  1. Сформировать адекватное представление о характере и содержании внеучебной воспитательной работы, функциональных обязанностях классного руководителя;

  2. Ознакомиться с документацией классного руководителя (журнал, личные дела, план воспитательной работы и др.);

  3. Овладевать методикой организации и проведения коллективных творческих дел;

  4. оказывать конкретную помощь классному руководителю;

  5. Анализировать характер межличностных отношений в классе и учителя (классного руководителя) с учащимися;

  6. Овладевать методами и приемами использования групповых и игровых форм учебной и внеучебной работы;

  7. Формировать у учащихся элементарную коммуникативную компетенцию, актуализировать и развивать творческий потенциал школьников;

  8. анализировать внеклассные воспитательные мероприятия;

  9. анализировать причины собственных затруднений и успехов;

  10. Проводить самодиагностику и составлять план саморазвития.


     

Содержание:

- Посещение и анализ уроков в «своем» классе с целью изучения способов организации общения детей в учебной работе;
- Посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью изучения организации общения детей вне уроков;
- Подготовка и проведение воспитательного мероприятия;
- Участие в организации трудовых дел в классе;
- Оказание помощи учителю в проведении дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми;
- Участие-студента-практиканта в подготовке и проведении внеучебных мероприятий (концертов и т.п.) по плану;
- Ведение педагогического дневника;
- Самодиагностика и планирование формирования профессионально значимых качество личности;
- Чтение дополнительной психолого-педагогической литературы.

А. Подготовка

План работы на период практики составляется на основе плана воспитательной работ с детьми учителя с учетом их желаний. Он утверждается учителем практики и руководителем практики.

Студенты отбирают и готовят содержательный и наглядный материал для проведения воспитательной работы. При необходимости получают консультации преподавателей психологии, педагогики. Читают дополнительную психолого-педагогическую литературу.
 

Б. Проведение

Работа с классом строится в соответствии с планом воспитательной работы учителя с учетом специфики специализации студентов.

Студенты-практиканты работают в тесном контакте с учителем. Студенты встречаются со своей подгруппой один раз в неделю, в день практики.

Студенты проводят работу, связанную со спецификой их специализации. Организуют конкурсы, викторины, олимпиады по предмету. Два из этих мероприятий являются зачетными.

Выпускают газету и оформляют тематический уголок.

Готовясь к встрече с учащимися, студенты пишут развернутые планы, заранее согласовывая их с учителем, о чем говорит подпись учителем под ланом.

Руководитель практики данной группы посещает школу, беседует с завучем, учителями, присутствует на проводимых мероприятиях, анализирует и оценивает их, проверяет документацию практикантов.
 

В. Подведение итогов

За каждое проведенное мероприятие студент получает оценку. Два из проводимых мероприятий являются зачетными. Руководитель в день практики каждой группы посещает школу, присутствует на мероприятиях, проводимых студентами, анализирует и оценивает каждое мероприятие, проверяет документацию практикантов, беседует с завучем и учителями. В конце практики в дневнике классный руководитель пишет краткую характеристику и выставляет вместе с методистом итоговую оценку.

 



Летняя практика

 

Цели:

- изучить возрастные и индивидуальные особенности детей, а также особенности формальных и неформальных отношений между ними;
- закрепить знания об индивидуальных, групповых и коллективных формах воспитательной работы с детьми в период летнего отдыха в оздоровительном лагере;
- овладеть приемами, навыками и умениями актуализации и развития игровой, коммуникативной, познавательной и трудовой активности, а также творческого потенциала детей в условиях группового взаимодействия;
- проанализировать собственные успехи и неудачи в реализации запланированной работы с детьми.

Содержание

- составление плана работы на лагерную смену;
- организация совместной деятельности с использованием для этого различных видов и форм воспитательной работы с детьми;
- изучение отдельной личности и временного коллектива детей;
- накопление практического материала по воспитательной работе; ведение педагогического дневника.

Подготовка

До выезда в оздоровительный лагерь студент-практикант проходит предварительную подготовку. Собирает содержательный и иллюстративный материал для работы. Обдумывает вопросы: Чем интересным я занимался в жизни? Какие способности и таланты у меня есть? За что меня любят и уважают друзья? Что во мне нравится людям? О чем увлекательном я могу рассказать? Чему необычному я могу научить? Читает дополнительную психолого-педагогическую литературу. Незадолго до выезда в лагерь студент проходит медицинский осмотр и заводит санитарную книжку.


 

Проведение

Студенты выполняют функции отрядного вожатого или воспитателя оздоровительного лагеря. Во время работы каждый студент составляет план-сетку мероприятий, готовит наглядный материал к выставке по летней практике. Практиканты выявляют актив, оказывают ему помощь в планировании работы отряда и распределении поручений, организуют разнообразную деятельность детей и проводят мероприятия, соответствующие их актуальным интересам, организуют общественно полезный труд, изучают психологические особенности детей. Практиканты должны обеспечивать охрану здоровья и физическое развитие детей. Ведут дневник работы. Педагогическое руководство практикой осуществляют заведующий педпрактикой и преподаватели психолого-педагогических дисциплин.


Подведение итогов

 

Летняя практика заканчивается дифференцированным зачетом. Для получения зачета по педпрактике студенты представляют следующие документы:

- план-сетку мероприятий на одну смену;
- конспект-описание одного из коллективных дел;
- наглядный материал к выставке;
- характеристику, выданную администрацией лагеря.

Проводится конференция.




Пробные уроки

Цели:
- закрепить знания о дидактической, логико-психологической и коммуникативной структурах урока, а также о функциях урока как основной организационной формы обучения и воспитания учащихся;

- формировать и совершенствовать умение планировать и проводить уроки по иностранному языку;
- проявлять творческий подход к отбору форм и методов учебно-воспитательной работы на уроке;
- развивать и воспитывать у себя профессионально значимые личностные качества и свойства, подвергнуть осознанному контролю процесс становления индивидуального стиля педагогической деятельности;
- совершенствовать умения и навыки изучения личности школьника;
- совершенствовать умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности учеников в учебном и воспитательном процессах.

Содержание:

- разработка планов уроков и их проведение;
- разработка и проведение внеклассных занятий по иностранному языку;
- участие в групповом анализе уроков и занятий по предмету; самодиагностика;
- ведение педагогического дневника.

Подготовка

Практике предшествует установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики. Проводится распределение студентов по школам, которое осуществляется под руководством преподавателей иностранного языка. Для организации контроля за работой практикантов группа делится по 6-8 человек, назначается руководитель, как правило, методист по иностранному языку.


 

Проведение

По специальности «Преподавание в начальных классах» (русская группа) каждый студент проводит 19 пробных урока по математике (5), русскому языку (6), естествознанию (1), обществознанию (1), технологии (2), музыке (1), изобразительному искусству (1), физкультуре (1), культуре Башкортостана (1).

По специальности «Преподавание в начальных классах» (башкирская группа) каждый студент проводит 19 пробных урока по математике (4), русскому языку (4), родному языку (3), естествознанию (1), обществознанию (1), технологии (2), музыке (1), изобразительному искусству (1), физкультуре (1), культуре Башкортостана (1). Вместо одного пробного урока по русскому языку и по математике рекомендуется проводить внеклассное занятие по данному предмету.

На одном из пробных уроков у студентов с преподавателем методики присутствуют преподаватели педагогики и психологии. Все пробные занятия и уроки анализируются подгруппой студентов совместно с учителем и методистом. За каждый пробный урок практиканту ставится оценка.


 

Подведение итогов

Итоги пробных уроков и внеклассных мероприятий подводятся по подгруппам. На собраниях обсуждаются достоинства и недостатки проведенных уроков, анализируются их причины. Некоторые критические замечания, касающиеся, например, манеры поведения студента-практиканта, желательно высказать конфиденциально. Студентам выставляется дифференцированный зачет.


Первые дни ребенка в школе

Цель: совершенствование профессиональных умений студентов в области исследовательских функций.


 

Задачи практики:

- познакомиться с порядком и методикой комплектования первых классов;
- изучить планирование работы учителя в первую неделю;
- познакомиться с организацией приема детей в первый день и проведением праздника Знаний;
- познакомиться с содержанием и методикой занятий в первые дни обучения детей;
- познакомиться со своеобразием проведения занятий в первые дни;
- овладеть методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма, счета, рисования, их представления о явлениях природы и общественной жизни и других известных им сведений, имеющихся навыков, характеризующих уровень их развития;
- разобраться в своеобразии и начальной работы с родителями первоклассников.

Обязанности практиканта

  1. На установочной конференции получить консультацию по содержанию и организации практики.

  2. Присутствовать на родительском собрании первых классов.

  3. Изучить литературу по организации первых дней ребенка в школе.

  4. Выполнять правила внутреннего распорядка в школе.

  5. Выполнять задания по практике и вести дневник.

  6. Своевременно подготовиться к итоговой конференции.

 

Отчетная документация по практике: дневник педагогической практики, психолого-педагогическая характеристика отдельного учащегося, класса.

 


3. Квалификационная


 Преддипломная по основной специальности

Цели:

- составить адекватное представление об условиях деятельности школы, о педагогическом коллективе, материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса, об отдельных учителях;
- совершенствовать навыки психолого-педагогического изучения учащихся и коллектива;
- ознакомиться с работой методических объединений учителей и педагогического совета школы;
- развивать и совершенствовать умение самостоятельно планировать, проводить и анализировать уроки по предметам, внеклассные воспитательные мероприятия;
- проявлять творческий подход к планированию и проведению уроков и внеклассных мероприятий;
- проводить педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы учителей в плане учебно-исследовательской работы.

Содержание:

- самостоятельная подготовка, проведение, а также анализ и самоанализ уроков по учебным предметам;
- систематическое участие в воспитательной работе с детьми, проведение внеклассных воспитательных мероприятий;
- проведение индивидуальной работы с родителями и с родительским комитетом;

выступление на классном родительском собрании;

- присутствие на заседании педагогического совета школы;
- ведение классного журнала и ознакомление со школьной документацией;
- проверка тетрадей, письменных и контрольных работ, выставление отметок учащимся; изготовление наглядных пособий, дидактических материалов;
- сбор материала для выпускной квалификационной работы;
- ведение педагогического дневника.

Подготовка

Подготовительная работа по организации этого вида практики начинается заведующим практикой с начала последнего года обучения. Определяются базы педпрактики. Изучается кадровый состав учителей. Студенты распределяются по школам. Такая подготовительная работа позволяет будущим практикантам своевременно подготовить необходимую документацию для допуска к практике. Вместе с тем в педагогическом кабинете для подготовки практикантов к работе и отчету выставляется весь перечень документации: образец педагогического дневника студента-практиканта по преддипломной практике, список документов для сдачи после окончания практики.

В течение декабря практиканты подготавливают документацию для получения допуска к практике. После оформления допуска к практике студенты получают официальное разрешение на прохождение практики и направление на имя директора школы.


 

Проведение

Студенты выходят на практику сразу после каникул, с 26 января. В течение первых двух дней пребывания в школе практиканты знакомятся с особенностями работы учителя, с педагогическим коллективом школы, личными делами учащихся класса, инструкцией ведения классного журнала, характеристиками детей, обязанностями дежурного учителя, зданием школы.

В следующие дни практиканты выполняют обязанности учителя в соответствии с «Памяткой практиканту» под руководством учителя и руководителя.

В качестве классного руководителя практикант проводит 4 классных часа и 1 родительское собрание. Практика завершается малым педсоветом, на котором утверждается характеристика, написанная учителем по схеме. В характеристике указывается отметка за педпрактику. Характеристику подписывает директор и заверяет печатью школы.


 

Подведение итогов

После окончания практики студенты сдают указанную выше документацию по каждому предмету методисту, который анализирует планы, дневники, сдает отчет с документацией и готовит свою группу к конференции по итогам преддипломной практики.


 Преддипломная по дополнительной подготовке

Цели:

- развивать и совершенствовать умение самостоятельно планировать, проводить и анализировать уроки по предмету дополнительной подготовки, внеклассные воспитательные мероприятия;
- проявлять творческий подход к планированию и проведению уроков и внеклассных мероприятий;
- проводить педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы учителей в плане учебно-исследовательской работы.

Содержание:

- самостоятельная подготовка, проведение, а также анализ и самоанализ уроков по учебному предмету;
- присутствие на заседании педагогического совета школы;

- ведение классного журнала и ознакомление со школьной документацией;
- проверка тетрадей, письменных и контрольных работ, выставление отметок учащимся; изготовление наглядных пособий, дидактических материалов;
- сбор материала для выпускной квалификационной работы;
- ведение педагогического дневника.

Подготовка

В течение декабря практиканты готовят документацию для получения допуска к практике. После оформления допуска к практике студенты получают официальное разрешение на прохождение практики и направление на имя директора школы.


 

Проведение

В период практики по дополнительной подготовке каждый студент проводит 12-15 уроков по своему предмету. Рекомендуется также проведение внеклассного мероприятия по предмету. Практика завершается малым педсоветом, на котором утверждается характеристика, написанная учителем по схеме. В характеристике указывается отметка за педпрактику. Характеристику подписывает директор и заверяет печатью школы.


 

Подведение итогов

После окончания практики студенты сдают указанную выше документацию по предмету методисту, который анализирует планы, дневники, сдает отчет с документацией и готовит свою группу к конференции по итогам преддипломной практики.